наверх

В приоритете Северный широтный

«ПК» № от 19 августа 2021
В приоритете Северный широтный

Ключевой элемент проекта – совмещённый мост через Обь

Глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников провёл в Салехарде 14 августа совещание по проекту строительства «Северный широтный ход». В обсуждении проекта участвовали представители РЖД и компаний ТЭКа.

Транспортный каркас

«Северный широтный ход» берёт своё начало в знаменитом Строительстве № 501. Сегодня это крупный инфраструктурный проект, реализация которого позволит в обозримом будущем создать транспортный широтный каркас в Арктической зоне ЯНАО. 

Будет иметь серьёзное экономическое значение и для Салехарда в части строительства дорог в городе, различных инженерных сооружений и создания новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. 
Самое важное – проект позволит начать освоение месторождений углеводородов на границе с Красноярским краем и вывозить жидкие углеводороды из регионов добычи для их переработки. Глава МЭР отметил, что добыча полезных ископаемых – база экономики региона, но без повышения транспортной связности это преимущество может быть утрачено. «Проект очень важный, нужно в скорейшем режиме приступить к его реализации», – сказал Решетников, напомнив, что для этого есть новый инструмент – механизм бюджетных инфраструктурных кредитов.

Кроме того, обсуждают вопросы финансирования проекта за счёт средств Фонда национального благосостояния. «Проект сложный и очень капиталоёмкий. На сегодня он включает в себя и реконструкцию Северной железной дороги, участка Свердловской железной дороги. Это и средства «Газпрома», это и мост, и концессия – деньги бюджета и компаний, которые заинтересованы в развитии проекта. Конечно, он создаёт большую дополнительную нагрузку на капитал РЖД», – отметил министр.

В мае 2005 года в Челябинске Владимир Путин дал поручение правительству по разработке этой темы. Проект с того времени обсуждается и прорабатывается в силу причин объективного политического и экономического характера.

«Президент не раз подчёркивал значимость создания новой железнодорожной магистрали, которая сократит доставку грузов в районы Западной Сибири, придаст импульс освоению Арк­тики и Северного морского пути. Сейчас проект включён в число приоритетных», – отметил на совещании глава УрФО Владимир Якушев.

И новые рабочие места

Ключевой элемент проекта – совмещённый мост через Обь будут строить с использованием нового механизма инфраструктурных бюджетных кредитов. Губернатор Ямала подчеркнул, что его проект находится в высокой степени готовности, в регионе всё готово к началу строительства моста. «Строительство Северного широтного хода с последующим выходом к Сабетте откроет всем нашим предприятиям Северный морской путь. У нас значительная грузовая база, которая доставляется по зимникам, по воздуху вертолётами, только не по железной дороге. Как только мы построим Северный широтный ход, мы сразу почувствуем эффект», – подчеркнул Дмитрий Артюхов.
А по оценке Ольги Савастьяновой, председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту, «улучшающаяся логистика открывает новые рынки для компаний, которые рассматривают возможности инвестировать в проекты по разработке расположенных в Республике Коми месторождений полезных ископаемых (в зоне Полярного и Приполярного Урала. – Прим. автора). Многие из этих проектов в новых условиях могут перейти из статуса гипотетических в статус перс­пективных и быть запущены достаточно скоро. Само обслуживание новой магистрали даст дополнительные рабочие места не только в ЯНАО, где будет проходить основной участок Северного широтного хода», – сказала Савастьянова.

Реализация проекта свяжет ЯНАО железнодорожной инфраструктурой с экономически развитыми регионами страны, этот проект безальтернативный наземный способ завоза-вывоза крупнотоннажных грузов. «Проект имеет важные экономические эффекты, пусть они и не моментальные, а часть из них ещё предстоит подтвердить», – подчеркнул Максим Решетников. В рамках реализации проекта уже построен ряд объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, идут работы на проекте мостового перехода через Обь. А полная реализация СШХ откроет дорогу промышленникам на восток региона, разгрузит Свердловскую железную дороги, направив грузы по «прямой» через Северную железную дорогу. 

Сегодня, как считают в Минэкономразвития, общая стоимость реализации этого проекта  оценивается в сумму около 0,5 трлн рублей, завершение будущего строительства ожидают в 2027 году.
 

Фото:пресс-службы губернатора округа
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт