наверх

Сквозь огонь и дым истории

«ПК» № от 25 ноября 2021
Сквозь огонь и дым истории

Первый пожарный Салехарда

В ноябре 1938 года Салехарду присвоили статус города, и поселковое пожарное депо стало городской службой.

На месте пожарного депо
В апреле 1938-го Президиум Ямало-Ненецкого окрисполкома в связи с 20-летием советской пожарной службы, «отмечая добросовестное отношение Салехардской пожарной охраны к исполнению обязанностей», премировал её сотрудников. Тогда в посёлке действовало пожарное депо с каланчой, которая дожила до 60-х годов прошлого века, и 14 строевыми лошадями. Машин здесь тогда ещё не было, воду возили в бочках и подавали ручным насосом. Здание депо располагалось на улице Республики, где сегодня находится управление МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Они были первыми 
Среди награждённых пожарных в 1938 году – Андрей Егорович Белогорцев, помощник начальника городской пожарной охраны, его премировали отрезом на костюм, как и Василия Моисеевича Долженкова, начальника пожарной охраны лесозавода (в дальнейшем – ДОК). Фёдора Васильевича Киселёва, командира I отделения городской пожарной охраны, Фёдора Матвеевича Ковалёва, командира II отделения; Феткулу Измайлова, командира III отделения, и Семёна Абрамовича Ревнивых, рядового бойца I отделения, премировали месячным окладом. Евгению Андреевичу Белогорцеву, бойцу I отделения, вручили суконный костюм, а Петру Васильевичу Горбункову, начальнику пожарного депо колхоза «Красный Октябрь», – 150 рублей.
Также был премирован 500 руб­лями Мефодий Сергеевич Войцеховский. На его биографии остановимся подробнее – он первый начальник пожарной охраны Салехарда, с 1938-го по 1942 год. Летом сорок второго был призван в Красную армию, а 27 ноября погиб под Смоленском, где шли жестокие бои, вместе с другом Борисом Дронзиковым – основателем известной салехардской династии. Фрагменты биографии Мефодия Войцеховского на основании архивных документов публикуются впервые. 

Из кочегаров на службу в НКВД
Фигура Мефодия Войцеховского стоит в одном историческом ряду с Иваном Глазковым, Афанасием Дружининым, Тихоном Сенькиным, Николаем Вануйто, Иосифом Волковым, Павлом Сосуновым, Станиславом Манчинским, Иваном Ного и другими, кто устанавливал советскую власть в Обдорске и создавал её институты в довоенный период. Вероятно, со многими из них Войцеховский работал «через дорогу», здесь тогда все знали друг друга. Так, известный ямальский писатель Иван Истомин ссылался на рассказы Войцеховского о жизни в Обдорске в конце 10-х – начале 20-х годов прошлого века. 
Родился Мефодий Войцеховский в Обдорске 13 июня 1904 года, у него был старший брат Георгий, в семье которого и рос Мефодий после смерти отца. Об этом периоде его жизни известно мало, только несколько строчек из автобиографии. В школе, как он пишет, не учился, а образование получил самоучкой, как многие тогда. Работать пошёл рано и трудился на подёнщине у купцов Корнилова, Карпова и других. 
В 1920 году в Обдорске установили советскую власть, была создана ячейка РКСМ – Российского коммунистического союза молодёжи, которую возглавлял сотрудник Обдорской радиостанции УБеКо Сибири (управления по обеспечению безопасности кораб­левождения в Карском море и устьях рек Сибири) радиотелеграфист Тит Иванович Тушкин. По его рекомендации Мефодий вступил в ячейку РКСМ. В это же время и по совету опять же Тушкина он устроился на Обдорскую радиостанцию учеником моториста. Но в 1921-м началось Западно-Сибирское крестьянское восстание, которое докатилось до Обдорска. Мефодий, ему шёл 17 год, вступил добровольцем в первый Северный партизанский отряд, который дошёл до Берёзова, где его возглавил Тихон Сенькин. Первый бой с повстанцами отряд принял у деревни Цингалы, затем отступал до Карымкар, где был разгромлен. Остатки отряда отступили к Обдорску и далее в тундру в сторону Архангельска, пишет Войцеховский. В бою под Карымкарами он получил две пули – в левое плечо и ногу навылет. 
После окончания боевых действий Мефодий Войцеховский возвратился в Обдорск к прежней работе моториста. Затем в 1923 году его отозвали в Омск, где он работал кочегаром и одновременно изучал паровые машины на пароходах «Прибой» и «Торос». На следующий год его снова направили в Обдорск мотористом на радиостанцию. А в 1925-м по рекомендации волостного комитета РКСМ направили в Обдорскую милицию младшим милиционером. В январе 1926 года Мефодий призван в Красную армию, служил в Свердловске в 57-й стрелковой дивизии в должности командира отделения до 15 сентября 1928 года. После демобилизации прибыл в Обдорск и работал на лесопильном заводе кочегаром до 1930-го. 

В 1929-м вступил в кандидаты 
РКП (б), через год уже член партии большевиков, по архивным документам до декабря 1935 года. В 1930-м по направлению райкома партии направлен в село Мужи избачом (это учреждение подобное современному дому культуры, в избе-читальне устраивали читки книг и газет, вели партийно-политическую пропаганду. – Прим. авт.). У Войцеховского была жена Надежда Александровна, дочь и два сына. Жили они с семьёй до войны в Салехарде на Республики, 32, сюда позже и пришла похоронка. 
Из Мужей Войцеховский вернулся обратно в Обдорск, он имел опыт боевых действий, служил в Красной армии и, естественно, что по решению партийных органов в июне 1931 года его направили на службу в ОГПУ НКВД на должность помощника оперуполномоченного. В феврале 1936 года он имеет уже звание сержанта государственной безопасности (общевойсковое – старший лейтенант) и служит помощником оперуполномоченного Ямальского ОКРО УНКВД Омской области, вероятно, до начала 1938 года, так как по некоторым документам он в декабре 1937 года ещё на службе в НКВД. 
Затем, вероятно, в феврале 1938-го его назначили начальником городской пожарной охраны, которая в то время входила в систему НКВД. Здесь он служит до призыва 3 июля 1942 года на фронт. Мефодий Войцеховский погиб 27 ноября 1942 года в звании старшего лейтенанта 75-й Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады. Похоронен на братском кладбище деревни Воробьёво Бельского района Смоленской области. 
К большому сожалению, не нашлось в архивах фотографий Мефодия Войцеховского, и ещё мало данных о его жизни. Но, возможно, откликнутся его потомки: внуки, правнуки, племянники. И тогда мы сможем восстановить более полную биографию первого начальника городской пожарной службы Салехарда, к которой добросовестно относился Мефодий Войцеховский.


Исп. документы: ГА ЯНАО Ф.26 Оп. 1 д.120. с. 181; ГБУТО ГАСПИТО г. Тюмень П. 135.Оп. 3. Д. 61. с. 1–27 об. Сайт: nkvd.memo.ru Приказ НКВД СССР № 110 от 27.02.1936 (содержание документа восстановлено на основании биографических справок). 
Шулинин С. В. Западно-Сибирское восстание в Обдорске и волости. – Омск, 2020 г. с. 78–81; Описание боя под Курымкарами; О событиях Овшорского побоища Войцеховский в автобиографии не упоминает, а Иосиф Волков (Указ. Соч. с. 189–190) ссылается спустя много лет на его воспоминания. 

Фото:Фото предоставлено пресс-службой управления МЧС по ЯНАО
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт