наверх

Своя эпоха Возрождения селькупов

«ПК» № от 3 марта 2022
Своя эпоха Возрождения селькупов

Как фольклор помогает не исчезнуть родному языку

В ямальской столице при поддержке Окружного дома ремёсел издали книгу сказок северных селькупов «ЧАПТÄ».

В колыбели богатырей

Созданием сборника занимались директор природно-этнографического комплекса в посёлке Горнокнязевск Александр Кулиш (на фото – в центре) и автор радиопрограмм на селькупском языке Валентина Баякина. Издание нацелено на детскую аудиторию. Кроме шести сказок, малышам на страницах книги предлагается выполнить ряд интерактивных заданий и игр по прочитанному. Сборник богат иллюстрациями, их автором стала художница Юлия Никитина, которая имеет большой опыт создания комиксов.

– Впервые мы выпустили книгу в 2014 году при поддержке департамента по делам коренных малочисленных народов Севера. В неё вошли около шестидесяти сказок. Тогда я хотел зафиксировать устное народное творчество, чтобы оно не было утеряно, – рассказал Александр Кулиш. По его словам, через фольклор северные народы закладывали в своих детях нужные качества. 

По мотивам сказки «Чинк-Ча» художница Александра Юхлымова создала картину к одной из своих выставок. Сюжет повествует о доб­ром богатыре, который после охоты всегда делился добычей. Однажды влюбился он в красавицу. Братья девушки узнали об этом и устроили засаду на озере, чтобы пустить стрелы в воина, но бог Нум опустил тьму на землю. Только увидели братья, как две большие белые птицы поднялись в небо. С тех пор, когда наступают холода, лебеди улетают на юг, а солнце спешит вслед за ними, чтобы хранить их любовь. К таким красивым сказкам смогут прикоснуться читатели сборника «ЧАПТÄ».

На презентации все желающие могли бесплатно получить экземпляр, подписанный автором. В скором времени книгу можно будет приобрести в Окружном доме ремёсел.

Из тайги в Нью-Йорк

Александр Кулиш родом из села Толька Красноселькупского района. Древние знания и обряды внуку передала бабушка. В окружной столице молодой человек продолжил изучать и пропагандировать родную культуру. Так, семь лет назад он стал одним из основателей ансамбля песни «Мачит коймы» в переводе с селькупского «Песнь тайги». Александр – автор большей части репертуара творческого объединения, а также дизайна костюмов для его участников. Коллектив выступал не только в Салехарде, но и в других городах страны и мира, даже в Нью-Йорке.

К знатоку фольклора за консультацией часто обращаются представители научного сообщества, так как сегодня культура селькупов мало исследована. Их на Ямале проживает две тысячи человек.

– Я писала статью, в которой сравнивала, как учёные объясняют назначение ритуальных предметов из фонда Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского, а как трактуют носители культуры. За помощью обратилась к Александру, – вспоминает этнограф Наиля Галеева. 

Позже в соавторстве они написали статью, посвящённую празднику сибирских татар и северных селькупов «Проводы льда». У обоих народов принято приносить дары Духу воды. Так, селькупы в прошлом погружали в воду кусок ткани красного или белого цветов. А впервые садясь в лодку, они мочили макушку головы и просили благословения. Уже на промысле, добыв первую рыбу, отваривали её в котле, часть употребляли в пищу в качестве жертвенной ритуальной еды, часть бросали в огонь, а бульон выливали в воду.

 

Фото:Фото автора 
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт