В её стенах, как учитель истории, Ирина Стефаненко оказалась случайно
Но осталась вот уже на четверть века. «Никогда не думала работать в школе, быть учителем, если честно. Да, по образованию, я историк: погружалась в науку, а приёмам работы с детьми тогда не обучалась», признаётся Ирина Васильевна.
Сегодня она в городском учительском сообществе в числе лучших педагогов и уже может гордиться своими учениками, среди которых ныне доктор исторических наук, преподаватель одного из университетов в Сеуле Максим Стоякин. Он выпускник 2003 года, стал призёром всероссийской олимпиады школьников по истории, проходившей в Санкт-Петербурге в год трёхсотлетия Северной столицы. Достигнутый результат позволил поступить без экзаменов в Новосибирский государственный университет на факультет востоковедения, окончить обучение по специализации корейский язык. После Максим уехал на практику в Корею, там и остался. С ним Ирина Стефаненко поддерживает хорошие отношения и спустя десятилетие отмечает: удивительного трудолюбия был молодой человек. Таких же пытливых и любознательных на её уроках ребят интересовало всегда: а как же всё происходило на разных этапах истории страны? Среди её выпускников немало тех, кто становился победителями и призёрами олимпиад разного уровня, а после окончания престижных вузов страны работают в сфере международных отношений по всему миру, в прокуратуре, адвокатами, следователями.
Рассказывая о себе, Ирина Васильевна призналась, что изначально свою мечту стать химиком сменила во времена, когда началась перестройка и пересмотр всех исторических концепций.
– Мне важно было разобраться, как оно было на самом деле. Поэтому несмотря на то, что первое образование было химик, пошла на исторический факультет университета, чтобы мне объяснили: как оно было по-настоящему. Вопросов добавилось больше, чем ответов я получила, – вспоминает Ирина Васильевна. – А поработать в школе попросили вместо внезапно уехавшей учительницы – выручить в срочном порядке. Оттуда я больше не вышла, потому что везде, где мне приходилось работать, было скучно, кроме школы. Я поняла, что с детьми работать намного интересней. И я люблю свою профессию!
Особая ответственность – нести знания, отдавая сердце детям, в профильных классах. По её убеждению, хотя сегодня предпочтение отдаётся техническому и естественно-научному направлениям в образовании, всегда будут те, кого интересует человек, судьба страны. А главный секрет её мастерства, как учителя истории – глубокое знание предмета: «И если есть благодарные ученики, которые готовы слышать меня, вникать и понимать исторический процесс, то тут уже секретов никаких не надо. Мы с ними становимся единомышленниками, соучастниками процесса – мы просто постигаем историю».
– Ирина Васильевна для нас не только учитель, который может объяснить материал в мельчайших деталях, помогая прочувствовать всё от первого лица и влюбиться в историю, но и стала настоящим другом, за что мы ей очень благодарны, – поделилась учащаяся 11 класса, призёр региональной олимпиады школьников по истории Карина Мкоян. По мнению её одноклассницы Анжелики Уполовниковой, она полюбила предмет благодаря такому прекрасному учителю, как Ирина Васильевна: «Мы проходим не только базовый материал, но и углубляемся в различные аспекты темы, которые ещё больше пробуждают интерес к изучению». «С ней всегда интересно: знакомиться с историческими фактами, углубиться во все проблемы разных эпох, разбираться в причинно-следственных связях, – поддерживает их Анастасия Графеева. – Ирина Васильевна – замечательный человек и педагог, умеющий найти подход к каждому ученику. И это очень важно».
Ещё одна высокая оценка учительского труда, когда выпускники выбирают и продолжают стезю любимого наставника: восемь ребят после школы поступили на исторический факультет университетов в городах России. Особенно дорого и памятно для Ирины Васильевны Стефаненко благодарственное письмо из Волгоградского государственного университета за качественную подготовку абитуриентов. И как она права, когда говорит: «Профессия учителя вечна!»