Типичными ошибками представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде могут быть несоблюдение требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» к оформлению документов на регистрацию.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-Ф «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы на государственную регистрацию направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В случае, если устав или МПА представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы.
1. Согласно части 2 и 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» на государственную регистрацию устава муниципального образования представляются в электронном виде следующие документы:
1) сопроводительное письмо на имя начальника Управления Министерства юстиции субъекта Российской Федерации;
2) решение представительного органа муниципального образования об утверждении устава или решение схода граждан о принятии устава муниципального образования – для муниципальных образований, в которых функции представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан;
3) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав;
4) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о порядке учёта предложений по этому проекту и порядке участия граждан в его обсуждении, а также сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
2. Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования представляются в электронном виде следующие документы:
1) сопроводительное письмо на имя начальника Управления Министерства юстиции субъекта Российской Федерации;
2) решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в устав либо решение схода граждан о принятии указанного акта;
3) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят МПА;
4) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, муниципального правового акта о порядке учёта предложений по этому проекту и порядке участия граждан в его обсуждении, а также сведения о результатах публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, если официальное опубликование (обнародование) указанных порядков и проведение таких слушаний предусмотрены федеральным законом.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования и документы, указанные в пунктах 1 и 2, могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определённых приказом Минюста России от 20.05.2021 г. № 79 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включённых в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления» (далее – Приказ № 79).
Документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются главе муниципального образования в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в регистрирующий орган с указанием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:
- представлен неполный перечень документов, указанный в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
- представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
- устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган лицом, не предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
- порядок представления документов в электронном виде нарушен и (или) представленные документы не соответствуют форматам, определённым Приказом № 79.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусмотрено, что решение о государственной регистрации принимается в тридцатидневный срок со дня представления документов на регистрацию.
Основаниями для отказа в государственной регистрации устава (МПА) являются:
1) противоречие устава муниципального образования (МПА) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации;
2) нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава (МПА);
3) наличие в уставе муниципального образования (МПА) коррупциогенных факторов. Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации не является препятствием для повторного представления устава (МПА) для государственной регистрации после устранения указанных в заключении об отказе нарушений действующего законодательства.
В настоящее время решения об отказе в государственной регистрации Управлением Министерства юстиции РФ по ЯНАО не выносились, сообщает Д. Доржеев, специалист-эксперт отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований.