Как справляться с болезнью, научит детский эндокринолог
В Салехарде седьмой год действует школа диабета первого типа – для родителей маленьких пациентов, единственная на Ямале. Здесь учат жить с пока ещё неизлечимой болезнью.
Всё будет хорошо
Девочке Ане в семь лет поставили диагноз «сахарный диабет». «Мы были в отпуске, Аня там резко похудела, много пила воды, – вспоминает её мама Любовь Викторовна. – По приезде в Салехард нас сразу положили в больницу, ставили капельницы, кололи инсулин... И сообщили о диагнозе – «сахарный диабет первого типа». На следующий день в палату пришёл детский эндокринолог Ильфат Ильхамович, успокоил, сказал, что всё будет хорошо, с этим живут, и рекомендовал обязательно пройти школу диабета».
Школа диабета в лечебном корпусе детской поликлиники действует с 2017 года – по инициативе детского эндокринолога Ильфата Хафизова, тогда молодого врача, приехавшего в Салехард через три года после окончания вуза.
«На приёме столкнулся с тем, что пациенты не знали элементарного, – рассказывает доктор. – Не умели считать хлебные единицы в продуктах, инсулин кололи наугад. К примеру, в яблоке одна или полторы таких единиц (хлебная единица – это десять углеводов). Значит, если съел яблоко, надо вколоть полторы единицы инсулина, таким образом компенсируя деятельность неработающей поджелудочной железы. Не зная, как считать хлебные единицы, можно либо переколоть, либо не доколоть инсулин, а это уже опасно. Пациенты также не умели правильно делать инъекции – многие кололи в мышцу, от чего инсулин не усваивался, а надо в подкожную жировую клетчатку и обязательно под углом 40–45 градусов».
Эти и другие тонкости теперь известны Ане и её родным, а также многим семьям, столкнувшимся с детским диабетом первого типа. Сегодня Любовь Викторовна уже без слёз говорит о статусе инвалидности дочери, об инсулиновой помпе, к которой девочка так привыкла, что не хочет расставаться даже ночью. «Устройство удобное, аппарат с настроенной программой сам впрыскивает инсулин сколько надо организму. Я сначала была против помпы, ведь её всё время надо носить с собой. Сейчас Ане 12 лет, она живёт, как все дети, всё ест, бегает, прыгает, катается на велосипеде, недавно записалась на танцы, мы иногда даже забываем, что у нас такой диагноз», – улыбаясь, говорит Любовь Викторовна. Стоит сказать, что помпу – высокотехнологичное дорогое устройство, заменившее поджелудочную железу, дети на Ямале получают бесплатно. По последним данным, в округе 290 детей с диабетом первого типа, в Салехарде – 40.
В школе диабета, куда приглашаются не только родители, но и остальные члены семьи, находящиеся рядом с больным ребёнком, доктор наглядно, доходчиво рассказывает о заболевании, откуда оно возникает даже у новорождённого, как бороться с низким сахаром, исключить осложнения, почему противопоказаны экстремальные виды спорта, а обычные – наоборот. Всего за пару-тройку таких занятий приходит осознание: жизнь продолжается и диабет не приговор.
Добрая миссия
Доктор Ильфат Хафизов с гордостью говорит о том, что прошёл все этапы медицинской иерархии и уважительно относится к труду младшего медперсонала. Ещё на втором курсе института он работал санитаром, медбратом в операционном блоке и мечтал стать хирургом. Но судьба привела в аптеку, где он три года трудился фармацевтом, и только потом стал врачом.
В прошлом году Ильфат Хафизов вместе с ямальскими коллегами участвовал в международной волонтёрской программе «Миссия ДОБРО». Врачам Непала, пережившего очередное разрушительное землетрясение, необходима была помощь. В Катманду отправились пять специалистов-волонтёров из СОКБ: ортопед-травматолог, уролог, онколог, акушер-гинеколог и педиатр-эндокринолог.
Вернувшись в Салехард, Ильфат Хафизов рассказал о забавной ситуации: «Местные врачи мне говорят: «Хотите посмотреть на пациента, у него рахит?» Я смотрю на ребёнка, который не может ходить, смотрю анализы… И говорю: «Это не рахит, а фосфат-диабет (когда в организме вымывается кальций). Врач заулыбалась, кивнула, и мы начали обсуждать схему лечения. Она меня проверяла, представляете?! И только после проверки поняла, что с нами можно иметь дело».
Фосфат-диабет – редкое заболевание. Таких пациентов доктор встречал дважды – на Ямале и во время командировки в Непал.