наверх

Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура информирует

20 декабря 2024 16:24
Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура информирует

Ямало-Ненецкая природоохранная прокуратура информирует

1) По 31.12.2024 закрывается промышленное рыболовство карася в реках Ямало-Ненецкого автономного округа
Приказом Минсельхоза России от 03.09.2024 № 510 установлены ограничения промышленного рыболовства карася в реках Ямало-Ненецкого автономного округа в 2024 году.
Ограничения вводятся в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

2) Правительством определены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие применению в 2024 и 2025 годах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2024 № 1290 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2024 № 492.
Предусмотрены ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Для ряда загрязняющих веществ ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с 01.01.2025.
Предусмотрено, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, утверждённые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

3) Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора).
Приказом Минприроды России от 20.06.2024 № 395 внесены изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора), утверждённый приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.06.2023 № 386.
Такими индикаторами являются в том числе:
установление отсутствия работ по ликвидации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами;
установление отсутствия работ по ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами на месторождениях твёрдых полезных ископаемых, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами.

4) С 01.03.2025 вносятся изменения в перечень разрешительных документов в сфере экологического контроля (надзора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1236 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096.
В указанный перечень включено решение о включении сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров; одновременно исключено согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Также установлено, что учёт объектов контроля осуществляется в том числе при ведении реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.

5) С 01.09.2024 применяются обновлённые правила проведения аукционов в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи водных биологических ресурсов, договора пользования водными биоресурсами, договора пользования рыболовным участком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2024 № 1206 утверждены Правила организации и проведения аукционов в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, договора пользования водными биологическими ресурсами, договора пользования рыболовным участком.

6) Внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2024 № 1078 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326.
Предусмотрено, что субсидии распределяются в объеме предусмотренных средств на соответствующее мероприятие федерального проекта на очередной финансовый год с учётом приоритетности природоохранных проектов, в отношении объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке в соответствии с критериями, предусмотренными приложением к Правилам ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утверждённым постановлением Правительства от 23.12.2023 № 2268.

7) Скорректирован порядок создания и ведения реестра углеродных единиц и проведения операций с углеродными единицами и единицами выполнения квоты выбросов парниковых газов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2024 № 1076 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 790.
В частности, изменениями устанавливается право владельца счёта в реестре осуществлять зачёт углеродных единиц в целях уменьшения углеродного следа иного лица. Наличие у такого лица счёта в реестре в указанном случае не является обязательным.
Уточняется перечень информации, которую оператор реестра размещает на своём официальном сайте. Закреплено, что оператор размещает на нём также сведения об общем количестве зачтённых углеродных единиц в целях уменьшения углеродного следа.

8) Приостановлено по 31.12.2027 включительно действие положения о размещении на сайте Росприроднадзора отдельных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2024 № 1051 приостановлено действие пункта 18 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830, в части размещения на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе сведений, указанных в подпунктах «б» и «н» пункта 14 и подпунктах «б» и «г» пункта 15 указанных Правил.

9) С 01.01.2025 устанавливаются новые формы, содержание и порядок представления в форме электронного документа отчётности об осуществлении переданных Российской Федерацией органам власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений.
Приказом Минприроды России от 18.06.2024 № 385 утверждены формы, содержание и порядок представления в форме электронного документа отчётности об осуществлении переданных в соответствии с ч. 1           ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, а также порядка интеграции соответствующих информационных систем, используемых уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации для учёта данных об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, иными федеральными информационными системами.
Утверждён также порядок интеграции соответствующих информационных систем, используемых уполномоченными исполнительными органами субъектов Российской Федерации для учёта данных об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, с ФГИС ЛК, иными федеральными информационными системами.

10) Увеличены размеры штрафов за сокрытие или искажение экологической информации.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 242-ФЗ внесены изменения в    ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предусматривается ужесточение административной ответственности в случае повторного совершения указанного правонарушения.
Также определено, что дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, предусмотренных статьями 8.5.1, 8.41 и 8.41.1 КоАП РФ, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случаях, если в материалах, имеющихся или поступивших в орган, осуществляющий государственный экологический надзор, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

11) Установлена возможность осуществления постоянного рейда в границах особо охраняемых природных территорий.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 308-ФЗ внесены изменения в статью 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
Предусмотрено, что госконтроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в отношении транспортных средств, деятельности и действий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан может также осуществляться в рамках постоянного рейда в соответствии с Федеральным законом                     «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в порядке, установленном положением о виде контроля, утверждаемым Правительством, высшим исполнительным органом региона.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (с 07.11.2024).

12) Установлен новый механизм обращения с медицинскими отходами.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 306-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляются понятия «обращение с медицинскими отходами», «накопление медицинских отходов», «обеззараживание медицинских отходов» и «обезвреживание медицинских отходов». Предусматривается, что обращение с медицинскими отходами осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе санитарными правилами.
Устанавливается, что медицинские отходы класса «А» подлежат передаче региональным операторам по обращению с ТКО, медицинские отходы классов «Б», «В» и «Г» (за исключением некоторых) – спецоператорам, отдельные виды медицинских отходов класса «Г», перечень которых определит Правительство, – федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности, а медицинские отходы класса «Д» – национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами.
Кроме того, поправками предусматриваются особенности обеззараживания, транспортировки, обезвреживания, а также учёта медицинских отходов.
Федеральный закон вступает в силу с 01.07.2025. Правила обращения с медицинскими отходами классов «Б», «В» и «Г» подлежат применению с 01.09.2026.

13) Внесены изменения в порядок нормирования отходов и лимитов на их размещение.
Федеральным законом от 08.08.2024 № 296-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объектах I категории и II категории, устанавливается обязанность разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в составе выданного им комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах II категории, при отсутствии комплексного экологического разрешения – обязанность включать информацию об объёме или о массе образовавшихся и размещённых отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
Утверждение методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 01.03.2025, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

14) Даны разъяснения по вопросу заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов.
Письмом Минприроды России от 18.07.2024 № 16-47/28863                           «О заключении договора аренды лесного участка на новый срок» сообщается, в частности, что ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов, в том числе, в случае если лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности условий, предусмотренных ч. 2                          ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, порядок заключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов установлен статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в которой отсутствуют требования, устанавливающие ограничение по количеству реализации права на заключение договора аренды на новый срок.

15) Право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространённые полезные ископаемые, будет предоставляться без проведения аукциона субъектам естественных монополий в сфере транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, осуществляющим выполнение работ по их строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Федеральным законом от 22.07.2024 № 205-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах».
Перечень таких магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, магистральных газопроводов утверждается Правительством Российской Федерации.

16) Уточнён Порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов.
Приказом Минприроды России от 27.05.2024 № 319 внесены изменения в Порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов, утверждённый приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.01.2011 № 1.
Предусмотрено, что при угрозе возникновения или распространения болезней охотничьих ресурсов решение о регулировании численности принимается в течение 3 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган от органов государственной власти, уполномоченных в сфере ветеринарии, в форме электронного документа или на бумажном носителе информации о проведении профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий в соответствии с законодательством о ветеринарии.
Ранее такое решение принималось в случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории региона.

17) С 01.01.2025 обновляются критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2024 № 981 утверждены критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Оценке подлежат критерии, характеризующие использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в том числе осуществление охраны лесов от пожаров, осуществление воспроизводства и защиты лесов, осуществление лесной охраны и федерального государственного лесного контроля (надзора), а также критерии, характеризующие финансово-экономическую организацию деятельности по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

18) В КоАП РФ включены новые составы, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере оборота древесины.
Федеральным законом от 08.07.2024 № 165-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности, изменениями, внесёнными в статью 8.28.1 КоАП РФ, вводится административная ответственность в виде штрафа: за транспортировку древесины или продукции её переработки автомобильным транспортом, не оборудованным техническими средствами контроля; нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, в том числе в части оборудования их средствами фиксации транспортных средств, осуществляющих доставку древесины на такие склады, а также порядка внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр; непредставление сведений о местоположении объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях таких объектов, их владельцах, либо представление заведомо ложных сведений в государственной лесной реестр; непредставление сведений о поступлении древесины на объект лесоперерабатывающей инфраструктуры и её переработке в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса.
Также КоАП РФ дополнен статьей 8.28.2, предусматривающей административную ответственность за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и оборудованием, предназначенными для рубки и транспортировки лесных насаждений, если отсутствуют законные основания для осуществления рубок. Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушение установленного лесным законодательством требования реализации древесины на организованных торгах.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (19.07.2024), за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2025.

19) Уточнены условия заключения договора водопользования с правообладателями земельных участков или гидротехнических сооружений, расположенных в границах береговой полосы водных объектов.
Федеральным законом от 08.07.2024 № 166-ФЗ внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации.
Определено, что заключение договора водопользования для использования акватории водных объектов в целях размещения (буксировки, установки и эксплуатации) плавучих объектов осуществляется правообладателями необходимых для такого использования земельных участков или гидротехнических сооружений без проведения аукциона при условии, что такие земельные участки или гидротехнические сооружения полностью или частично расположены в границах береговой полосы таких водных объектов и находятся в государственной или муниципальной собственности. 
При этом срок действия указанного договора водопользования не может превышать срок действия договора аренды или договора безвозмездного пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельным участком или гидротехническим сооружением, с правообладателями которых заключается договор водопользования, а также предельный срок, установленный ч. 1 ст. 14 Водного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, предусматривается, что использование плавучих объектов разрешается только при условии, если они оснащены оборудованием и устройствами, не допускающими загрязнение и засорение водных объектов.
Федеральный закон вступает в силу с 01.03.2025.

20) Судом требования природоохранного прокурора к ресурсоснабжающей организации признаны обоснованными.
Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в деятельности                   АО «Ямалкоммунэнерго» выявлены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности, выразившиеся в эксплуатации топливных складов ГСМ в с. Мужи, Шурышкары, Горки, Овгорт Шурышкарского района без регистрации их в реестре опасных производственных объектов.
Природоохранный прокурор обратился с иском в суд о признании действий организации незаконными и возложении обязанности по устранению нарушений (принять меры по внесению в реестр опасных производственных объектов).
Решением Шурышкарского районного суда требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объёме (не вступило в законную силу).
Фактическое исполнение судебного решения находится на контроле природоохранной прокуратуры.

21)    По искам природоохранного прокурора суд возложил обязанность на орган местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки.
В ходе надзорных мероприятий установлено 16 несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории поселений Ямальского района: с. Салемал, с. Сеяха, с. Новый Порт, с. Панаевск общей площадью свыше 5 920 м2, состоящих из бытового мусора, металлолома и                 т. п.
В связи с тем, что бездействие по ликвидации свалок создавало угрозу причинения вреда гражданам и ущерба окружающей среде природоохранным прокурором в суд предъявлены 2 исковых заявления о возложении соответствующей обязанности по ликвидации на администрацию Ямальского района.
Решением Ямальского районного суда требования природоохранного прокурора удовлетворены (вступили в законную силу).
Фактическое исполнение судебных решений находится на контроле природоохранной прокуратуры.

22)    Природоохранным прокурором в судебном порядке приняты меры по обязанию хозяйствующего субъекта оборудовать газоочистительной установкой источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой при проведении надзорных мероприятий в сфере исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что АО «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе (с. Кутопьюган) эксплуатируются стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельная) в отсутствие установок очистки газа.
По результатам проверки природоохранный прокурор в судебном порядке обратился к указанной организации с требованием обязать оборудовать установкой очистки газа стационарный источник выбросов.
Решением суда требования прокурора удовлетворены (не вступило в законную силу), фактическое устранение нарушений находится на контроле природоохранной прокуратуры.
 

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт