наверх

Лучшему взводу – шлем космонавта

«ПК» № от 9 апреля 2015
Лучшему взводу – шлем космонавта

Раиф Казиев о службе в армии – с теплотой, улыбкой, желанием повторить те 730 дней во внутренних войсках.

4 июля 1984 года в три часа дня выпускники Махачкалинского гидромелиоративного техникума получили дипломы об окончании учёбы. А уже вечером многих ребят призвали в армию. Среди новобранцев оказался Раиф Казиев. 

– Так всё произошло быстро, что я не успел даже домой заехать. С родителями увиделся в военкомате, куда их вызвали, – вспоминает Раиф Казиевич. – Тогда был спецнабор, нашу команду из 120 человек собирались отправить на полгода в Самарканд, а затем в Афганистан. Но в последний момент подъехали представители спецчасти внутренних войск МВД и отобрали 27 человек, в том числе и меня. Тем же вечером нас повезли в закрытый город Жуковский. Мы охраняли верхнюю его часть, а под землёй на секретном заводе выпускались все образцы военно-космической и авиатехники. Первые полёты космического корабля многоразового использования «Буран» проходили в период моей службы. Наша техника была самая современная даже для сегодняшнего дня, а на тот момент аналогов ей в мире не было. Известная тогда лучшая американская авиамодель могла одновременно три цели уничтожить, а наш МиГ-29 – семь, и уже испытывались знаменитые Су-31. Наша страна была безусловным лидером в воздухе. 

Раиф Казиевич бережно открывает дембельский альбом, изделие эксклюзивное, полностью ручная работа. Его создание – отдельная история. Категорически запрещено было и альбомами заниматься, и фотографироваться на территории секретной части. Поэтому большинство снимков появились на второй год службы, когда стали отпускать в увольнение, и альбомы изготавливали там же, местные городские ребята хранили их у себя дома. Но всё же есть несколько фотографий, сделанных на территории части, правда, только возле казарм.

– Когда у офицеров были общие собрания, мы бежали в каптёрку, где хранилось бельё, там прятали свои фотоаппараты, хитрили, – объясняет Раиф Казиев, листая страницы. – Мы охраняли важный государственный объект, и это накладывало особую ответственность – провинился один, отвечал весь взвод. И помогали друг другу. Однажды, пробежав шесть километров со всем снаряжением, мы с командиром взвода обернулись у финиша, метрах в ста от нас два молодых солдата уже чуть ли не ползком. Пришлось вернуться и взять их снаряжение в дополнение к своему. Тогда мы ещё и новый рекорд установили – 31,5 минуты вместо 34,5 по норме. Наш взвод первое место почти год занимал в дивизии по всем параметрам, не только спортивным. Лётчик-космонавт СССР, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Игорь Волк, участвовавший в первом атмосферном полёте на аналоге «Бурана», вручил нашему взводу свой шлем с именной надписью. 

Немало у военнослужащего Казиева и личных достижений, просто так на почётную доску фото не вешают. За два года все нормативы на «пятёрку», в том числе 365 отличных караулов, без замечаний. Знак отличника службы второй степени после первого года. Ещё через полгода комсгруппорг Раиф Казиев – второй в дивизии, поощрён знаком за отличную службу первой и второй степени. Но самой большой наградой был отпуск домой. 

– В дорогу я взял книгу, автора не помню – о службе офицеров на Кавказе. Понравилась фраза: «Один сын – не сын, два сына – это полсына, три сына – это сын». Офицер, говоривший это, объяснял, что единственный сын погибнет, и нет продолжения рода. Судьба сложилась так, что у меня три сына, и я со временем глубже понимаю смысл слов книжного персонажа. А от службы в армии у меня самые тёплые воспоминания, и такого патриотизма, такой сплочённости коллектива я больше нигде не встречал, я бы и второй раз пошёл служить, – говорит Раиф Казиев, бережно закрывая свой дембельский альбом. Ненадолго – каждые полгода тянется рука к зелёной бархатной обложке, 730 дней во внутренних войсках пролетели как один день, а воспоминаний на целую жизнь. Вот командир взвода, с которым долго переписывался после демобилизации. Вот вся рота на ВДНХ. Здесь же фото одноклассника, он в это же время добровольцем пошёл служить в Афганистан и вернулся инвалидом. Мать, отец, младший брат, племянник, они считали дни до возвращения Раифа домой. Сослуживцы, ставшие почти родными за два года. Грамоты за армейские заслуги. И – приказ министра обороны СССР об увольнении из рядов Вооружённых сил от 25 марта 1986 года, Московская область, город Жуковский, военная часть 3455.

Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт