Представители общественных организаций и различных конфессий учились преодолевать проблемы во взаимодействии мигрантов и местного населения.
Гетто – не выход
За «круглым столом» в Салехарде собрались общественники, религиозные лидеры, представители исполнительной власти городов и районов. Лекцию начал заведующий кафедрой политологии Тюменского государственного университета Игорь Бобров. Он убеждён, что большинство конфликтов, возникающих между представителями разных культур, носят, скорее, социальных характер, нежели религиозный, этнический или национальный. Тенденция эта возникла ещё в двадцатых годах прошлого столетия, когда жители деревень хлынули в города. Разный социальный статус стал барьером в общении между людьми. Проще говоря, они не могли найти общего языка, что приводило к стычкам, дракам и так далее.
Сейчас и те, и другие ищут пути взаимодействия. Переселенцы, а это чаще всего жители заграничного Кавказа и стран юго-восточной Азии, – люди разных культур, разного воспитания. И то, что для одних считается естественным, у других вызывает неприязнь или вовсе сигнализирует об агрессии и опасности. В школы приходят дети, не знающие русского языка. Разумеется, они не могут контактировать с местными ребятами, что приводит к новым конфликтам. Примеров можно приводить много.
По мнению профессора Боброва, решить эту проблему можно двумя способами. Путь первый – жёсткий и тотальный контроль со стороны властей. Из опыта других стран он приводит к образованию так называемых гетто, районов, где живут люди одной национальности или одной культуры и вероисповедания. Этот легче, но вряд ли эффективно. Разделение людей не научит взаимодействию, более того, опыт показывает, что подобное приводит к процветанию в одних районах и к полному упадку в других. В итоге начинаются бунты, волнения и растёт недовольство населения.
Второй путь – адаптация приезжих и местных жителей друг к другу. Тщательная и кропотливая работа с населением поможет мигрантам ассимилироваться в обществе, снимет экстремистскую напряжённость, и послужит формированию у людей терпимого отношения к представителям других народов, невзирая на их социальный статус и вероисповедание.
– Этот путь значительно сложнее и дольше, но только он приемлем в современных условиях, – уверен Игорь Бобров, – именно сейчас формируется новое российское общество.
Одно из решений проблемы – наличие некой региональной идентичности у населения. Новый тренд – появление таких наций, как «ямалы» или «северяне». Это позволит объединить всех в единое крепкое общество.
– В Стратегии государственной национальной политики России подтекстом проходит идея о том, что мы должны стремиться к формированию новой нации – россияне, – рассказывает первый заместитель директора департамента внутренней политики округа Елена Байданова. – К сожалению, у нас самоэдентичность населения больше тяготеет к национальному признаку. Тем не менее, ориентиры, которые в вопросах формирования государственной национальной политики взяла Россия и Ямал, – это общность россияне и ямальцы. Это то, что объединяет все национальности, присутствующие на определённой территории.
Ямал – не место экстремизму
Надо отметить, что на сегодняшний день в регионе живёт около сотни национальностей. Согласно данным переписи населения, за последние десять лет национальная составляющая сильно изменилась. Среди жителей Ямала стало гораздо меньше уроженцев Украины и Белоруссии, но прибавилось около десяти тысяч выходцев из народов Кавказа и Закавказья. Тем не менее, русское население преобладает. С 2002 года его число увеличилось на тридцать тысяч человек, сейчас – почти шестьдесят процентов от общей численности. Отметим также, что Ямал остаётся одним из самых спокойных и стабильных в этнополитическом плане регионов в нашей стране. Здесь нет организованных националистических и экстремистских групп.
– Вне сомнения идёт развитие общества, изменяется социокультурная картина, появляется всё больше новых групп, которые ранее не были известны местному населению, и поэтому возникают проблемы взаимодействия. Думаю, на Ямале ситуация движется в нужном направлении, и все возникающие сложности будут преодолены, потому что вектор на совместную адаптацию, развитие социальной инфраструктуры в целом выбран верно, – прокомментировал Игорь Бобров.