Общая судьба, общая память, общая боль. Сегодня 322 жителя Салехарда подпадают под категорию «репрессированные».
28 августа 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, обвинявший немцев Поволжья в том, что они скрывают в своей среде «тысячи и десятки тысяч германских шпионов и диверсантов» и не доносят об этом властям. На этом основании всех немцев Поволжья предписывалось выселить в Сибирь и Казахстан. Так родные Нелли Решетняк попали в Тюменскую область.
– Бабушка, родители, брат – всех депортировали. Жили они в Медведицком районе Сталинградской области, нынче Волгоградской, – рассказывает женщина. – Дали им на сборы минимум времени, с собой разрешили взять лишь немного вещей.
Она не может говорить об этом без волнения. С каждым словом глаза всё больше наполняются слезами. 30 октября Нелли Решетняк пришла в сквер у здания Ямальского полярного агроэкономического техникума, чтобы возложить цветы к памятному камню. Тут уже собрались несколько десятков человек – родственники репрессированных, студенты, «молодогвардейцы», представители администрации города. И звучала скорбная музыка, и стучали сердца в такт метронома, а слёзы смешивались с падающим снегом. Вспоминали несправедливо осуждённых и погибших соотечественников – жертв сталинского режима. Как утверждают историки, пик репрессий пришёлся на 1937 – 1938 годы, когда за два года по 58-й статье («контрреволюционные преступления») были осуждены 1,3 миллиона человек, из которых свыше половины расстреляны.
– Никакое развитие страны, никакие успехи не могут достигаться за счёт человеческих жизней, ничто не может ставиться выше этого. Пусть никогда в нашей истории больше не будет таких страниц, здоровья вам и мирного неба, – пожелал всем присутствующим Эдуард Панасюк, заместитель председателя Городской Думы, секретарь политсовета Салехардского местного отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ».