наверх

Платить будем по-новому

«ПК» № от 27 ноября 2014

В соответствии с пп. 18 п.1 ст. 14, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со статьёй 8 гл. II Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления» (далее – № 89-ФЗ):

«Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.».

В рамках реализации полномочий Администрацией города организованы контейнерные площадки, установлены контейнеры. Вывоз твёрдых бытовых отходов на территории города осуществляют четыре перевозчика. Организована работа по приёму отходов на полигоне в целях дальнейшей утилизации.

В 2013 году постановлением Правительства Российской Федерации утверждён минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее – постановление № 290, Перечень работ и услуг).

В перечень работ и услуг (пункт 26) включены следующие работы (услуги), касающиеся бытовых отходов:

– незамедлительный вывоз твёрдых бытовых отходов при накоплении более 2,5 куб. метров;

– организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I–IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.

В соответствии с п.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, установленным и оплачиваемым по правилам статей 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер её определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Минприроды России от 25.10.2011 № 05–07–29/15732 «О порядке организации деятельности по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов»:

«…согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», организации, осуществляющие эксплуатацию жилого фонда (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и т. п.), являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, в том числе осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) отходов, и предоставляют указанные услуги на основании соответствующих договоров.

Наличие такого договора, предусматривающего в том числе выполнение организацией коммунального комплекса работ по сбору и транспортированию отходов, обеспечивает как соблюдение требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, так и эффективный, основанный на гражданско-правовых обязательствах, контроль за доставкой отходов надлежащему получателю.

Утилизация (захоронение) твёрдых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда (управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и т. п.), либо собственникам жилых помещений (в случае непосредственного управления) на основании договора между ними.».

Согласно разъяснениям Минприроды России от 25.10.2011 № 05–07–29/15732 «О порядке организации деятельности по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов» сбор твёрдых бытовых отходов в местах их накопления и транспортирование к месту утилизации (захоронению) являются технологическими этапами деятельности по их утилизации (захоронению).

В соответствии со статьёй 1 гл. I № 89-ФЗ, обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьёй 4 гл. I № 89-ФЗ:

«1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник отходов I–IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоём или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.». Следовательно, собственниками отходов, вывозимых перевозчиками по договору с управляющей организацией, собственники, наниматели помещений многоквартирных жилых домов.

Исходя из понятий об управлении многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса) и договора управления многоквартирным домом (статья 162 Жилищного кодекса), управляющие организации обязаны приобретать услуги по утилизации (захоронению) ТБО для непосредственного предоставления их лицам, проживающим в конкретных многоквартирных домах.

Распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард от 21 мая 2014 года № 769-р «О включении стоимости услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов в состав стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на территории муниципального образования город Салехард» рекомендовано руководителям организаций, осуществляющим предоставление услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов (оказывающим услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов при непосредственном способе управления или оказывающим услуги по вывозу твёрдых бытовых отходов собственникам индивидуальных жилых домов) на территории муниципального образования город Салехард:

1. Заключать договоры с собственниками жилых помещений многоквартирных домов (индивидуальных жилых домов) с включением стоимости утилизации твёрдых бытовых отходов в состав стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома на территории муниципального образования город Салехард.

2. Организовать проведение общих собраний собственников помещений многоквартирных домов с целью внесения изменений в заключённые договоры с включением стоимости утилизации твёрдых бытовых отходов в состав стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с 01 июля 2014 года.

3. Внести изменения в заключённые договоры на вывоз твёрдых бытовых отходов с собственникам индивидуальных жилых домов с включением стоимости утилизации твёрдых бытовых отходов в состав стоимости услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов с 01 июля 2014 года.

Таким образом, в целях приведения в соответствие с требованиями законодательства порядка обращения отходов на территории города собственники, наниматели обязаны обеспечить возмещение расходов организаций, осуществляющих управление, содержание многоквартирными домами, по утилизации твёрдых бытовых отходов.

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт