В Сабетте состоялось рабочее совещание Секретаря Совета Безопасности РФ.
Как сообщает пресс-служба губернатора Ямала, приоритетным направлением в Арктике Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев назвал опережающее развитие транспортной инфраструктуры, которая позволит интегрировать субъекты РФ, входящие в Арктическую зону, в единую транспортную систему и экономическое пространство страны. «Ключевое значение в развитии Арктической зоны России имеют проекты, реализуемые на территории Ямала, которые полностью отвечают задачам стратегии развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности», – подчеркнул Николай Патрушев.
В свою очередь полпред Президента России в УрФО Игорь Холманских подчеркнул: «Сегодня активно осваиваются крупнейшие нефтяные и газовые месторождения, расположенные на полуостровах Ямал, Гыдан и в акватории Обской губы с суммарным запасом по газу более 20 трлн кубометров, нефти и конденсату – более 3,5 млрд тонн. Однако степень развития транспортной инфраструктуры на территории автономного округа явно не соответствует масштабу реализуемых здесь экономических проектов». Логичным решением, по его словам, должен стать проект Северный широтный ход. Игорь Холманских напомнил, что 12 сентября 2015 года был введён в эксплуатацию автомобильный сегмент моста через реку Надым и добавил: «Принципиально, по сути, остаётся решить вопрос финансирования строительства моста через реку Обь в районе Салехарда, что потребует содействия федерального центра».
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин представил участникам совещания доклад о состоянии дел в регионе и о реализуемых здесь проектах. «В Сабетте, как нигде, ощущается скорость изменений, происходящих сегодня в Арктике. Ещё три года назад на этом месте были только безлюдные тундровые просторы. Сегодня масштабы построенного поражают воображение», – отметил глава ЯНАО. Среди крупнейших инвестпроектов Дмитрий Кобылкин отметил строительство завода «Ямал СПГ», вывод на полную мощность уникального Бованенковского месторождения, развитие Новопортовского и Мессояхинского центров нефтедобычи на востоке округа.
Дмитрий Кобылкин представил информацию о проекте Арктического транспортного коридора. Первым звеном этого проекта является совмещённый мост через реку Надым. Вторым – линейный участок Северного широтного хода от Надыма до Салехарда. Третье звено – это мост через Обь, связывающий Салехард со станцией Обская. Четвёртое – действующая железная дорога от станции Обская до Бованенково. Следующий перспективный участок – железная дорога от Бованенково до Сабетты, причём её проектирование уже завершено, финансово-организационная модель разработана и согласована. Шестое звено – морской порт Сабетта, через Севморпуть открывающий доступ в Мировой океан. «Пять из шести звеньев Арктического транспортного коридора или уже построены, или по ним есть понятное решение, – резюмировал Дмитрий Кобылкин. – Дело только за одним объектом – мостом через реку Обь в районе Салехарда, который может быть построен только с участием федерального центра».
Дмитрий Кобылкин аргументировал позицию Ямала: объект цепной реакцией запустит реализацию проектов, финансируемых частными инвесторами, и в итоге вся Арктическая зона России получит мощный транспортно-инфраструктурный инструмент. «Этот инструмент будет способен решать самые разные и сложные задачи, в том числе по обеспечению национальной безопасности и повышению обороноспособности нашей страны», – подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Губернатор напомнил слова Президента страны о том, что Россия десятилетиями наращивала свои позиции в Арктике, и наша задача не только их в полной мере восстановить, но и качественно усилить.