Казалось бы, что сложного – собрать снег в кучу, погрузить в самосвал и вывезти на свалку.
Если бы действительно это было просто, то Салехард навсегда был бы избавлен от нечищеных дорог и тротуаров. О текущей ситуации в городе, проблемах и их решении рассказывает генеральный директор АО «Салехарддорстрой» Раиф Казиев.
– Раиф Казиевич, эта зима уже отличилась обильными снегопадами. Как обстоит дело с расчисткой дорог и тротуаров?
– Да, действительно, на сегодняшний день норма выпавших осадков уже превышена в разы. Салехарддорстрой выполняет поставленные муниципалитетом задачи в соответствии с контрактом, согласно которому мы обязаны обеспечить беспрепятственный проезд маршрутного транспорта и проход пешеходов. Главная наша задача – ежедневно расчищать дороги и тротуары до семи утра, поэтому техника выходит на улицы в четыре.
Город поделён на восемь основных маршрутов, по которым маленькие трактора чистят тротуары. Ранее по ним единовременно проходили восемь тракторов. Сейчас по правилам безопасности на перекрёстках установили дорожные ограждения, поэтому техника проходит не везде. Мы вынуждены привлекать рабочих с лопатами, а это увеличивает время расчистки участков.
– С какой наибольшей проблемой вы сталкиваетесь в работе?
– Разногласия в части исполнения ГОСТов. Сегодня ГОСТ единый как для Сочи, так и для Салехарда. Хотя законодатель и не устанавливает время вывоза снега, наша Государственная инспекция безопасности дорожного движения выдаёт нам предписания на вывоз снега в течение шести часов, что выполнить очень проблематично.
При расчистке дороги в первую очередь мы срезаем слежавшийся снег с самой проезжей части. По идее мы должны складировать его либо на разделительной полосе, либо в специальных лотках на обочине, не создавая помех автотранспорту. Но так как более половины всех проезжих частей оборудованы дорожными ограждениями, и нет дорог с широкими разделительными полосами, это сделать нереально. Приходится оставлять его вдоль обочины, тем самым сужая проезжую часть.
После этого на дорогу выходит грейдер, который создаёт снежный вал. За ним идут снегоуборочная машина, называемая в народе «тёщины лапы», и несколько самосвалов, подчищают остатки маленькие трактора и рабочие. Плюс, мы не можем формировать снежные валы вблизи перекрёстков, пешеходных переходов и на въездах во дворы. Но как быть, например, на улице Сенькина? Там въезд во дворы каждые десять метров. Когда идёт грейдер, за ним обязательно следует маленький трактор, который и убирает образованный вал с проезда во двор. Но ситуации бывают разные, к примеру, грейдер прошёл дальше, а маленький чуть отстал, люди уже начинают звонить во все инстанции с жалобами, что со двора выехать сложно. Здесь необходимо понимание со стороны населения и чуточку терпения.
– Некоторые горожане негодуют, когда снегоуборочная техника работает на центральных улицах.
– За многие годы у нас уже выработалась определёная схема уборки снега, с учётом требований ГИБДД и основного заказчика. Мы согласовали алгоритм расчистки дорог – частично перекрывая проезжую часть, сначала в одну сторону, затем в обратную.
– Почему нельзя перекрыть одну дорогу полностью, вычистить её и приняться за следующую?
– По закону я должен за три дня согласовать перекрытие дороги с ГИБДД, уведомить об этом АТП, чтобы они перестроили маршруты рейсовых автобусов. Но невозможно за три дня предугадать – будет снегопад или нет. Поэтому частичное перекрытие проезжих частей – самый оптимальный вариант.
– Пробки – огромная проблема, какие меры вы предпринимаете, чтобы их не было по вине снегоуборочной техники?
– Что касается утренних часов, то здесь ничего сделать нельзя, мы обязаны чистить город. Наша техника прекращает работать в 12:00 и возобновляет деятельность после 14:00. Мы стараемся не создавать помех в самый час пик, когда люди едут на обед и с обеда.
– Как вашу работу оценивают жители города?
– Салехардцы по-разному относятся к тому, как мы выполняем свои обязанности. Одни с пониманием и терпением, есть и такие, которые всегда чем-то не довольны, говорят, сани надо было готовить летом. Так мы и готовим. Каждый год осенью глава администрации лично приезжает к нам на базу, мы демонстрируем ему всю технику, отчитываемся по её количеству и готовности к работе. Но погода нестабильна, мы не можем предугадать, когда и в каком объёме выпадет снег. В таких условиях мы активизируемся уже по факту.
Хотелось бы обратить внимание на такую ситуацию: допустим, по дороге прошёл грейдер, срезал снег, за ним маленький трактор собрал его в кучу на обочине. Через какое-то время жители частного сектора, вычищая свой двор, выбрасывают снег на дорогу. Такие случаи нередки, мы уже не раз выезжали по таким адресам совместно с представителями ГИБДД. Особенно часто это происходит на Мирюгина и Чупрова. По сути, вся наша работа здесь сводится к нулю. Хотелось бы обратиться к жителям частных домов, при расчистке собственных дворов не бросайте снег на проезжую часть или тротуар, складируйте его в кучу на обочине. Позже, когда по вашей улице пойдёт техника, его вывезут. Кстати, на снежной свалке с начала этой зимы не зафиксировано ни одного случая, когда снег был бы привезён частным лицом. То есть, надо понимать, что именно мы вывозим не только то, что должны по контракту, но и с частных территорий.
– Жители отдельных районов часто обращают внимание на растущие горы снега.
– Это опять же связано с тем, что мы не можем вывезти снег со всех улиц одновременно, поэтому на некоторых участках, где позволяет территория, и не нарушаются правила безопасности, мы складируем убранный с дорог и тротуаров снег на обочинах. Безусловно, он так же будет вывезен на свалку, но не в первую очередь.
– Есть ли взаимодействие вашего предприятия с управляющими компаниями?
– Каждый занимается своим делом, у нас нет общих направлений деятельности. Нередко люди жалуются на то, что в городе не убирается снег, и представляют в качестве доказательств фотографии дворов жилых домов или дворовых проездов. Тут надо понимать, что это не наша зона ответственности. Здесь отвечает управляющая организация. Ещё в городе есть много зданий, принадлежащих юридическим лицам. Часто и те, и другие при расчистке собственных территорий подкидывают свой снег в уже существующую кучу. В итоге Салехарддорстрой вывозит весь снег за свой счёт.
– Достаточно ли Салехарддорстрою техники для выполнения взятых по контракту обязательств?
– Техники на предприятии достаточно. Но мы не можем в одночасье вывести её всю на дороги города, это спровоцирует транспортный коллапс. Представьте, что на наших дорогах в одном месте будут сосредоточены снегоуборочная техника, трактора и с десяток «КамАЗов». Понятно, что будет пробка. Поэтому мы стараемся варьировать количество техники, чтобы снег убрать, вывезти, не создавая больших проблем автомобилистам.
– Обновляется ли автопарк?
– В этом году город приобрёл для нашего предприятия новый грейдер – отличный аппарат среднего класса. У нас есть тяжёлый грейдер, но он вместе со снегом будет сгребать и бордюры, и искусственные неровности, нанося значительный ущерб. А новый – очень чувствительный. И ещё появилась одна снегопогрузочная машина, которая значительно ускоряет погрузку снега в самосвалы.
– Как вы оцениваете ситуацию по уборке и вывозу снега в окружной столице?
– Я считаю, ситуация стабильна, мы не допускаем каких-либо критичных ситуаций. И хотя погода всегда диктует свои условия, мы в состоянии выдержать любое испытание.