Посещая мебельные магазины города, не перестаёшь удивляться количеству и разнообразию представленного товара. Однако, подбирая важнейшую составляющую интерьера, стоит помнить не только о красоте, но также о функциональности и качестве стульев и диванов.
Сколько вешать в граммах?
Хочется сразу предупредить, что в соответствии с постановлением российского Правительства от 19 января 1998 года №55, мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты) не подлежит возврату и обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, расцветки или комплектации, если она надлежащего качества. Поэтому перед походом в магазин определитесь с тем, что именно вам нужно. В самом же магазине, дабы сделать правильный выбор, поинтересуйтесь о предлагаемой к продаже мебели и её изготовителях. Получить у продавца своевременно в наглядной и доступной форме необходимую и достоверную информацию покупателю даёт право статья 10 Федерального закона о защите прав потребителей, а также пункты 11 и 12 Правил продажи отдельных видов товаров. Загляните в техническую документацию, посмотрите этикетки. Информация о мебели в обязательном порядке должна содержать наименование товара, название и юридический адрес фирмы-изготовителя, место нахождения организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара. А также обозначение стандартов – товар должен им соответствовать, сведения об основных потребительских свойствах, правила и условия эффективного и безопасного использования товара, гарантийный срок (на усмотрение продавца), срок службы, цену и условия приобретения, маркировку в установленном порядке знаком соответствия.
Переговорный тупик: выход – суд
И вот мебель куплена и расставлена, у квартиры появился новый облик. Но спустя пару-тройку дней вдруг оказывается, что диван жутко скрипит, кровать просела, а спинка кресла отвалилась. Что делать? Можно обратиться к продавцу со следующими требованиями:
– устранить недостатки (произвести безвозмездный ремонт мебели) или произвести ремонт самостоятельно с привлечением третьих лиц и потребовать возмещения затрат;
– заменить мебель на аналогичную;
– обменять мебель;
– уменьшить цену мебели соразмерно дефекту;
– отказаться от исполнения договора купли-продажи и вернуть уплаченные деньги.
По общему правилу, данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока. Установление этого периода изготовителем (исполнителем) является его правом, а не обязанностью. В этом случае Закон обязывает продавца принять скрипучий диван и в случае необходимости провести проверку его качества. Она осуществляется самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой. Если по результатам проверки между потребителем и продавцом возник спор о причинах появления недостатков, последний обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Покупатель вправе присутствовать при её проведении и в случае несогласия с итогами оспорить заключение в судебном порядке.
Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. Рекомендуется приложить копии кассового, товарного чеков и гарантийного талона. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично, второй – с отметкой о принятии – остаётся у вас, либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Что нам стоит шкаф построить?
Современная планировка квартир не всегда соответствует нашим желаниям, поэтому лучшим решением при создании комфортного интерьера является мебель на заказ. Но если вы передумали и хотите отказаться от заказанной, например, кухни? Такой вариант возможен, говорят специалисты, но только при условии возмещения исполнителю затрат. Мебель, изготовленная по специальным замерам и в соответствии с вашими исключительными предпочтениями, нельзя обменять и вернуть без причин, так как она изготавливалась именно для вас и не подойдёт другому человеку в силу своих определённых свойств.
Ситуация вторая: вы заключили договор подряда на изготовление мебели, но исполнителем нарушены сроки передачи вам результата работ. Если становится очевидным, что заказ не будет выполнен к установленной соглашением сторон дате, то вы вправе:
– назначить исполнителю новые сроки;
– поручить работу третьим лицам и потребовать возмещения расходов;
– требовать соразмерного уменьшения цены мебели;
– отказаться от такой мебели и вернуть деньги.
При этом, нарушая сроки исполнения обязательств перед вами, исполнитель обрекает себя на уплату неустойки в размере 3 процентов от стоимости работ, а если их стоимость не указана в договоре, то от всей цены заказа. Размер неустойки не может превышать стоимость работ.
Ситуация третья: вам передали мебель с недостатками (не соблюдены размеры, не тот материал, другой цвет изделий), либо они выявились в период эксплуатации.
Вы вправе предъявить следующие требования:
– устранить недостатки в мебели;
– уменьшить цену;
– изготовить мебель повторно, при этом вернув некачественное изделие исполнителю;
– устранить недостатки через третьих лиц и возместить затраты;
– отказаться от мебели, в случае нарушения сроков устранения недостатков, либо если недостатки существенны.
Данные требования подлежат удовлетворению в следующие сроки:
– устранение недостатков – незамедлительно, либо в сроки, указанные в договоре, если таковых нет, то в сроки, указанные вами в заявлении;
– повторное изготовление мебели – сроки срочного изготовления, либо если такие не указаны, обычные сроки, указанные в договоре для изготовления;
– уменьшение цены, возмещение затрат на устранение недостатков, возврат денежных средств при отказе от мебели – 10 дней с момента предъявления требования.
В случае нарушения предусмотренных сроков следует неустойка в размере трёх процентов от стоимости заказа или цены выполнения работ за каждый день просрочки.