Светофор открывает зелёное око. Трогаюсь за иномаркой, которая набита пассажирами с бухающим сабвуфером и бутылками в руках. Справа от стоянки иномарки осталась пустая бутылка из-под пива.
Только что была чистая дорога. Как просто.
Приоткрыть двери и выставить опустевшую тару на проезжую часть.
Оно бы остановиться и сбросить эту помеху с дороги. Чуть замешкался, а сзади уже орёт сигналом спешащий на зелёный свет водитель. В зеркале вижу оставшееся на проезжей части изделие из стекла. Задать бы вопросы автору этой, с позволения сказать, композиции. Или лучше подложить ему под колесо колючее донышко от выставленной им же на проезжую часть пустой бутылки. То-то бы пшикнула его широкопрофильная покрышка. Да что бы ещё на стартовом форсаже могло произойти?..
В том конкретном случае это сделал не водитель. Но при его попустительстве выставил за борт пустую тару один из пассажиров, который только что наслаждался пивом в салоне под ритмичные отстукивания секунд сабвуфера. Звучат первобытные там-тамы в автомашинах. Зачастую водители и двигателей не слышат. Своего рода соревнования: у кого сабвуфер мощнее, гремит громче.
Как назвать этого пассажира? А водителя?
Врезать бы
Перекрёсток. Две полосы. Знак перед перекрёстком диктует: левая – только налево. Правая – прямо и направо. Светофор даёт добро, и мы стартуем. Проезжаю перекрёсток и включаю левый поворотник. На следующей развилке мне надо ехать налево. И тут же вижу в зеркале, что «дайвушка» с полосы, которая разрешает движение налево, «перебежав» через перекрёсток по прямой, пытается меня обогнать на законно занятой мной полосе. Однако сзади псих. Впереди на встречной полосе помеха, и водитель «дайвушки», вижу в зеркале, прижимается к моему борту до критического расстояния между нашими автомобилями. Принимать вправо мне уже нет возможности, там плотный поток. Чуть сбрасываю разгонные обороты, и «малышка» проскальзывает между мной и встречным автомобилем, который от этого манёвра «микролитражки» шарахается вправо. На следующем перекрёстке – красный свет светофора, и впереди идущая автомашина уже остановилась. «Дайвушка», втиснувшись между мной и этой автомашиной, резко тормозит. Хорошо, что увидел вовремя торопыгу – сбросил обороты. Энергичнее обычного приходится вдавить педаль тормоза, и останавливаюсь в полуметре от вспыхнувших стопаков «дайвушки». Но водителю «малышки» всё ещё чего-то не хватает. Выбегает из машины и озабоченно оглядывает свой правый борт. Не зацепил ли себя об меня при этом диком обгоне. Ему в зеркало было смотреть некогда – уходил от встречного. На меня глянул мельком. Озабочен. И предписывающие знаки ему до ноги. Торопится. А куда? По какому адресу? Себя подставил и мне устроил стресс. Хотя разве только мне он доставил несколько неприятных секунд? Сзади тоже энергично тормозили водители.
Возможно, права на управление достались ему как-то очень легко, без сдачи обязательных экзаменов? Иначе подумал бы, что дорожный знак, повторяю, разрешал ему движение через перекрёсток только с поворотом налево. А он пошёл по прямой. И дорожный знак ему не указ. Врезать бы «малостажнику»!
И таких примеров грубых нарушений при проезде перекрёстков нашего города предостаточно. Может быть, выполнению нами, водителями, именно этих пунктов ПДД надо уделить немного больше внимания со стороны Инспекции дорожного движения?
Опасные игрушки
Поворотную сигнализацию мы включаем за пять метров до исполнения манёвра. Опять же, резкое торможение, манёвр впереди идущего автомобиля своего рода неожиданность для того, кто сзади! А он решил и сделал, как сам захотел. Не секрет, что так ездят иногда наши новоявленные «таксёры» из республик СНГ. Что у него там сзади и кто знает его намерения – плевать. Дорожное хамство распространяется, как эпидемия, от приезжих ловителей дорожных заработков. Ну не понимают товарищи, что находятся они не в собственном дворе. Что свои «хотелки» надо, прежде всего, сообразовывать с другими участниками дорожного движения. По моему глубокому убеждению, в нашем городе никуда опоздать невозможно даже при путевой скорости сорок километров в час.
В последнее время демонстрируют свою удаль рокеры. Или ребята с большими претензиями на рокерство. Опасные игрушки! Большая мощность двигателей мотоциклов, неожиданные рывки, предпринимаемые их водителями, не очень располагают к безопасности на наших нешироких улицах и коротких участках от светофора до светофора. Трудно иногда складывается дорожная ситуация при беспардонном движении и маловозрастных владельцев моторизованных транспортных средств с малым объёмом двигателей. Такой рокер запросто может обогнать вас на мосту. Главное, что «стелсисты» обычно не едут в одиночестве. На своём полувелосипеде мчатся вдвоём и зачастую без элементов защиты. О правилах дорожного движения ребята иногда имеют весьма отдалённое представление. К сожалению, на сегодняшний день к ним предпринимаются только карательные меры. При бурном развитии легкомоторного мототехнического парка надо бы в обязательном порядке уже давно, «вчера», вводить преподавание ПДД не только в старших классах общеобразовательных школ. Но и тут почему-то предпринимается только стрижка купонов. Автограмотность у нас платная. А ведь автотранспортное средство завоёвывает в нашей жизни всё большее пространство. И не каждая семья может себе позволить выложить пару десятков тысяч рублей за обучение тому, что стало как бы массовым. В то же время само обучение правилам дорожного движения, вождению транспортных средств декларируется как межшкольное. Термин этот мне до сих пор непонятен.
Очень понимаю
Пацанов вот понимаю. Хочется, очень хочется владеть транспортным средством. Это один из моментов самоутверждения у подростка. Ко всему – ещё и приобретение знаний работы механизма мотора, колеса, тормозных устройств, получения начальных навыков ремонта, той самой слесарки. Сам себе завидую, что встретил когда-то в столичном мотоклубе в этом отношении понимание наставников. Правда, ещё тогда наша школьная группа была этими же наставниками поставлена перед фактом необходимости получения водительских прав. Корпели мы над изучением ПДД. Сдавали экзамены и… ожидали затем год, а кто и два – восемнадцатого дня рождения. Иначе в мотоклубе мог я рассчитывать только на дворовой картинг и слесарку в мастерской. Иногда, правда, и на кроссовый выезд, но только иногда. Это был праздник! Был в этом стимул к необходимости знать ПДД. Именно после сдачи экзамена на право управления мотоциклом в клубе становился доступен класс 125- кубикового мотора. И только в пределах территории клуба, куда входила и тренировочная дистанция. Среди моих одноклубников – три мастера спорта международного класса. Один из них – моя соученица по школе. Уже после окончания школы эта стапятидесятитрёхсантиметрового роста девушка, несколько лет гоняла 750-кубиковый класс на соревнованиях высокого ранга. К сожалению, при опрокидывании на дистанции 750-кубового «бендюга» её колясочница не смогла вовремя откренить тяжёлый мотоцикл, и водитель получила травму позвоночника. Долго лечилась. Жива, здорова, но мотоспорт должна была оставить. Два других мастера спорта впоследствии стали профессиональными водителями-международниками. Потому пацанов понимаю.
Трудно понять наездников, которые оседлали родительскую «дарёнку» в виде автомашины. Этим, к сожалению, море по колено! Им зачастую и дорожные знаки не указ. А уж про того, кто подленько оставляет бутылку на дороге, вовсе говорить не хотелось бы. А ведь Правила дорожного движения, хотим мы этого или нет, написаны человеческой кровью. И если ты садишься за руль – всегда стоит помнить, что ты управляешь средством повышенной опасности. И любой брошенный на дороге предмет, а тем более бутылка, необдуманный обгон, излишнее ускорение – предпосылка к неприятностям, которые иногда кому-то могут принести не только стресс при дорожно-транспортном происшествии, но и стоить человеческой жизни.