С 1 января 2017 года изменились требования к порядку рассмотрения органам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля обращений граждан.
Так, согласно новой редакции Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нарушение прав потребителей является основанием проведения внеплановой проверки лишь в том случае, если заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не рассмотрено, либо требования заявителя не были удовлетворены.
Отметим, что дополнительное требование о предварительном обращении потребителя к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права последнего, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан, указывающих на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.
Изменения коснулись и порядка рассмотрения органами контроля (надзора) заявлений, не позволяющих установить обратившееся лицо. Анонимность обращения (заявления) либо заведомая недостоверность содержащихся в них сведений являются основаниями для прекращения внеплановой проверки. При этом орган контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесённых в связи с рассмотрением поступившего обращения, если в последнем были указаны заведомо ложные сведения.