наверх

Русский рывок к Северному полюсу

«ПК» № от 13 февраля 2014
Русский рывок к Северному полюсу

Сердце любого россиянина забьётся энергичнее при произнесении имени георгия Седова, выдающегося полярника начала XX века. Он первым в истории страны предпринял пеший поход по полярным льдам к Северному полюсу.

Заколдованный полюс

К Северному полюсу давно рвались иностранцы: в 1853 году уходит к нему американец Кэн, затем англичане Эдуард Парри, капитан Маркам, дважды идёт туда немецкий исследователь Карл Кольдевей, попытку покорения предпринимают австрийцы, они не дошли, но открыли архипелаг Земля Франца-Иосифа. Затем снова американец – Де Лонг на яхте «Джанетта», он гибнет с командой, а их вещи, отнесённые льдами, находят у берегов Гренландии. И норвежец Фритьоф Нансен, используя дрейф, рвётся к полюсу. К нему пытается пробиться русский адмирал Степан Макаров на ледоколе «Ермак». Следом на собачьих упряжках американец Каньи (он отрубает ножом обмороженные пальцы рук – началась гангрена), итальянский герцог Абруцкий, снова американец Роберт Пири, он 6 апреля 1909 года достигнет Северного полюса. За всеми экспедициями внимательно следит Георгий Седов, сожалеет, что правительство России не стремится поднять на полюсе русский флаг.

Седов не одинок, в начале XX века русские моряки открывают Арктику, чтобы закрепить её за Россией. Экспедиции Эдуарда Толля, Александра Колчака, Владимира Русанова, Георгия Седова, Георгия Брусилова, Бориса Вилькицкого одна за другой уходят во льды, назад вернутся немногие, но Арктику для России они завоюют. Россия стараниями, геройством моряков закрепит за собой Новую Землю, но Шпицберген не успеет.

Наконец русский офицер, лейтенант флота Георгий Яковлевич Седов в 1912 – 1914 годах возглавит свою экспедицию к Северному полюсу. Он уже имеет опыт полярных путешествий – за спиной гидрографический поход 1909 года в устье Колымы, работа на Новой Земле, там, в губе Крестовой, где стоял его лагерь, он делал съёмку архипелага. Седов не узнает, что с губы поднимется в воздух аэроплан русского лётчика Яна Нагурского, который будет искать экспедиции его и Георгия Брусилова, оба почти одновременно ушли во льды Арктики.

К вершине мира

Доказывая и обосновывая своё стремление достичь Северного полюса на собачьих упряжках, Седов пишет весной 1912 года Андрею Вилькицкому, начальнику Главного гидрографического управления: «...человеческий ум до того был поглощён этой нелёгкой задачей, что разрешение её, несмотря на суровую могилу, которую путешественники по большей части там находили, сделалось сплошным национальным состязанием».

Правительство империи отказало в финансировании экспедиции Седова, выделив лишь десять тысяч рублей как «высочайше пожалованное пособие». Поэтому деньги собирали по подписке, их дали и меценаты, понимавшие важность освоения Арктики. Свою роль сыграли газетные статьи Седова. Деньги вносили не только россияне, норвежский полярный путешественник Фритьоф Нансен оказал финансовую помощь.

К полюсу кроме Г.Я. Седова отправились геолог М.А. Павлов, географ В.Ю. Визе, ветеринарный врач П.Г. Кушаков, художник Н.В. Пинегин и 17 человек экипажа судна «Святой мученик Фока». На нём экспедиция 14 августа 1912 года покинула Архангельск и ушла к северу. Позже выяснилось, что вернуться назад в этом году не удастся: тяжёлые льды в Баренцевом море заставят зимовать у полуострова Панкратьева на северо-западном побережье Новой Земли.

Наступление полярного лета не даёт освобождения из ледового плена. Только в начале сентября 1913 года судно отправляется к Земле Франца-Иосифа. Но через несколько дней попадает в сплошные льды и встаёт на вторую зимовку, у острова Гукера. Зимовать тяжело – практически закончились топливо и продукты, у многих членов экспедиции началась цинга. Печки топят остатками тары, межкаютными переборками и жиром морских животных. Пищу добывают охотой. И при этом ведут научные наблюдения, исследуют острова, производят их съёмку. Даже тяжёлая болезнь не заставила Седова отступить от задуманного, железная воля моряка помогает идти только вперёд – к полюсу для России!

И всё же Седов понимает, что шансы достичь конечной цели стремительно падают, и принимает решение отправиться туда полярной ночью. Перед выходом он говорит соратникам: «Сейчас мы начнём новую попытку русских достичь Северного полюса. Долг мы исполним. Наша цель – достижение полюса, всё возможное для осуществления её будет сделано».

15 февраля 1914 года Георгий Седов в сопровождении матросов Г.И. Линника и А.И. Пустотного покинул судно «Святой мученик Фока» и, оставив за спиной архипелаг Земля Франца-Иосифа, ушёл к Северному полюсу. Группа русских военных смельчаков знала, что идёт на смерть, но сильнее было стремление укрепить русский флаг на самой северной точке Земли. Отчаянные моряки взяли с собой небольшой запас продовольствия, топлива и снаряжения, всего на трёх нартах, которые с трудом тянули 24 собаки.

На седьмой день пути у Седова обострилась болезнь, дальше двигаться самостоятельно он не мог. Теряющего сознание начальника экспедиции матросы кладут на нарту и продолжают движение к северу. Недалеко от острова Рудольфа путешественники встают на отдых. Седову всё хуже, он почти не приходит в сознание. 5 марта 1914 года Георгий Яковлевич Седов скончался. Матросы похоронили полярного исследователя на скалах острова Рудольфа, засыпав тело камнями, установив над могилой крест из лыж и флага, который несли к полюсу.

Преодолев за 10 дней обратный путь, они вернулись к острову Гукера, принеся остальным членам экспедиции печальную весть. «Святой мученик Фока» освободился ото льдов лишь 30 июля и пошёл на юг. По пути на мысе Флора на борт взяли двух оставшихся в живых членов экспедиции Георгия Брусилова, которая также в августе 1912 года на судне «Святая Анна» отправилась прокладывать Северный морской путь в Тихий океан.

В двадцатых числах августа корабль подошёл к Мурманскому побережью и отчалил в Архангельск. Россия к этому времени вступила в Первую мировую войну, поэтому возвращение экспедиции прошло почти незаметно. Членам похода даже не выплатили жалование за двухлетний труд в Арктике. А богатейшие научные материалы экспедиции изучены и опубликованы уже после революции.

Возвращение лейтенанта

Но Георгий Седов всё же достиг полюса. В 1938 году были найдены флагшток и обрывки Андреевского флага экспедиции, и затем почти через сорок лет, в 1977 году эти находки доставила на Северный полюс команда атомного ледокола «Арктика».

Фото к статье
Русский рывок к Северному полюсуРусский рывок к Северному полюсу
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт